Метро в кино. Смотрим ленты «Мосфильма», в которых снималась столичная подземка

Метро в кино. Смотрим ленты «Мосфильма», в которых снималась столичная подземка
Фото: кадр из фильма режиссера Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» 1979 г.

Открытие сразу десяти станций Большой кольцевой линии метро сравнимо по масштабу и значимости с запуском первой линии метрополитена в 1935 году. Пока пассажиры делают селфи на новых платформах в современных интерьерах, мы предлагаем пересмотреть художественные ленты о самом красивом метрополитене мира в онлайн-кинотеатре «Мосфильма». Снимали столичную подземку не только мастера отечественного кино, но и зарубежные режиссеры.

Символ и гордость

«Метро вызвало интерес кинематографистов сразу после открытия первых станций в 1935 году», - рассказывает киновед, жительница Раменок Дарья Борисова. - Метрополитен в те времена воспринимался не как вид транспорта , а как символ прогресса и мощи советского государства. Метро – шаг в будущее, но это не просто техническое достижение, это огромный, богато декорированный подземный храм, отражающий величие новой империи. Метро – это праздник, это вера в день завтрашний. Одними из первых начали снимать московскую подземку режиссеры Дзига Вертов, Александр Медведкин, Григорий Александров».


Фото: кадр из фильма режиссера Григория Александрова «Цирк» 1936 г.

Фильм Александрова «Цирк» был сделан на « Мосфильме» в 1936 году. В картине снималась станция «Охотный ряд», где один из отрицательных персонажей ленты бежит по эскалатору против движения, что подчеркивает его чуждость всему разумному, правильному, прогрессивному, всему тому, чем живут советские люди. Метро в картине символизирует неограниченные возможности и ресурсы молодого государства, которое растет вширь и вглубь, как в песне поется, ставшей гимном 30-ых , «Широка страна моя родная…». Кстати, эта композиция – саундтрек «Цирка». Первые станции и поезда можно увидеть в картинах «Колыбельная» и «Новая Москва».

Как дворцы стали бомбоубежищами

Во время Великой Отечественной войны метрополитен превращается в главный стратегический объект города. «На станций «Александровский сад» пережидает бомбежку героиня фильма «Летят журавли» Вероника в исполнении Татьяны Самойловой. Метрополитен – надежное укрытие от вражеских снарядов, под землей обретают временный приют сотни москвичей, метро спасает жизни»,- продолжает рассказ Дарья Борисова. Война превратила подземные дворцы в катакомбы – святилища на глубине , и это делает подземку местом сакральным. Увидеть столичное метро в годы войны, а именно - станцию «Маяковская»- можно в фильме Юрия Озерова «Битва за Москву». На станции «Маяковская» укрываются от бомб жители города, здесь же проходит заседание Моссовета, на котором выступает Сталин со своей знаменитой речью, завершающейся словами «Наше дело правое — победа будет за нами!».

С пафосом и без


Фото: кадр из фильма режиссера Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» 1964 г.

«После войны метро заявляет себя как пространство трудового подвига. В это время появляются картины о героях-метростроевцах. Лента «Добровольцы» воспевает энтузиазм первых строителей подземки. Создает светлый образ проходчика тоннелей и Георгий Данелия в фильме «Я шагаю по Москве. Проходчик Колька - первая главная роль в кино Никиты Михалкова. Обаяние актера передается персонажу и делает профессию строителя метро привлекательной »,- говорит наша собеседница. Но если в «Добровольцах» еще чувствуется героический пафос в подаче темы, то в картине «Я шагаю по Москве» ощущается спокойное отношение к главной городской стройке. «В 60-е метро перестает ассоциироваться с храмом, святилищем и гордостью страны, ему возвращается истинное предназначение. Метро в фильме «Я шагаю по Москве» - удобное средство передвижения, место встреч героев, прекрасная локация для рассказа о городе и его жителях», - считает Дарья Борисова.

Снимались сцены в метро на западе Москвы – на открывшейся станции « Университет». Режиссер ленты Георгий Данелия в 1993 году еще раз вернулся на эту станцию вместе с героиней своего нового фильма «Настя». В его картине платформы и эскалаторы превращаются в подиум для модного дефиле. Сегодня этим никого не удивишь. Метро давно стало самой креативной площадкой города, здесь проводят не только показы и выставки, но и свадебные церемонии.


Фото: кадр из фильма режиссера Георгия Данелии «Настя» 1993 г.

Музей под землей

В конце 70-ых кинематографисты начали активно использовать станции и вестибюли столичной подземки в качестве ретро фона для своих фильмов. Метро превратилось в музей, в его интерьерах было легко снимать прошлое, реквизит и декорации не требовались. «Так, Владимиру Меньшову понадобилось повесить всего лишь одну вывеску «Охотный Ряд», чтобы зрители смогли попасть из 80-ых в 1958-й , в котором начинается действие фильма «Москва слезам не верит», - рассказывает киновед. Герои фильма знакомятся на станции «Охотный ряд», но на самом деле в кадре мы видим «Новослободскую». Такие замены в кино иногда случаются.

По мнению Дарьи Борисовой, метро в 90-ые снималось часто, но в основном в фильмах – катастрофах и триллерах, эти жанры стали ведущими, а метро ассоциировалась у зрителей с закатом и крахом империи. Сегодня ситуация изменилась. Метро вновь символ скорости и прогресса. Интерьеры новых станций привлекают режиссеров кинофильмов и сериалов, создателей клипов и телепроектов. Здесь снимают Валерий Тодоровский, Анна Меликян, Михаил Сегал и др.

Топ популярности

Не раз попадали в объектив камеры станции метро, расположенные на западе Москвы. Лидер по количеству сьемок – станция «Воробьевы горы». По этой платформе прогуливались звезды отечественного и мирового кино, сама Софи Лорен поднималась в кадре по знаменитой эскалаторной галерее, которая в настоящий момент реконструируется.


Фото: кадр из фильма режиссёра Витторио де Сика «Подсолнухи» 1970 г.

Здесь снимались: «Русский сувенир» ,«Мой младший брат», «Дорога к морю», «Человек, которого я люблю» , «Москва в нотах», «Подсолнухи» , «Москва, любовь моя», «Отпуск за свой счет», «По прозвищу «Зверь».

Второе место по количеству снятых картин в нашем округе занимает Смоленский метромост. Его можно увидеть в картинах: «Берегись автомобиля», « Расследование», « Сто грамм для храбрости», «Скворец и лира», «Опасные друзья», «Страховой агент», «Луна-парк».

На третьей позиции – станция «Киевская» (Арбатско-Покровской линии). Она попадает в кадр в кинолентах: «Леон Гаррос ищет друга», «Муж и дочь Тамары Александровны», «Десять лет без права переписки», «Письма в прошлую жизнь», «К-19».

-- Рита Долматова