Новая система хордовых магистралей, вылетных и кольцевых магистралей и дорог в Москве не только улучшает транспортную ситуацию, но и дает синергетический экологический эффект на всей территории города. Об этом рассказал руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Кульбачевский.
«Вдоль 139 км магистральной сети сократится протяженность перегруженных участков улиц, выбросы диоксида азота от автотранспорта снизятся на 17%, оксида углерода на 21%. Концентрации диоксида азота вблизи автотрасс сократятся до значений, стабильно не превышающих норматив. Если мы весь этот транспортный каркас доделаем, то у нас превышений даже в час пик не будет, и пробок станет намного меньше», - сказал глава ведомства.
Он напомнил, что за последние 10 лет транспортная система Москвы претерпела значительные изменения к лучшему, что помогло переломить проблему загрязнения воздуха выбросами автотранспорта. Так, с 2011 года в Москве среднегодовые концентрации оксида углерода снизились в три раза, диоксида азота — в 1,3 раза, оксида азота и диоксида серы — в 3,1 раза.
Программа развития транспортного каркаса Москвы Антон Кульбачевский назвал главным фактором улучшения качества воздуха.
«Можно выделить ключевые факторы, имеющие прямой экологический эффект в виде снижения выбросов. Связность транспортного каркаса обеспечивает снижение перепробега транспортных средств. Появляются новые более короткие маршруты движения, позволяющие быстрее доехать до пунктов назначения, снизить время нахождения транспорта в пути. За счет этого снижается количество использованного автомобилями топлива, происходит разгрузка напряженных участков дорожной сети, улучшаются условия движения. Все это имеет непосредственный экологический эффект в виде сокращения удельных выбросов в атмосферный воздух на каждый движущийся в транспортном потоке автомобиль и, как следствие, снижение выбросов в целом от автотрасс города», - объяснил эксперт.
Большую роль в этом процессе играют и развитие грузового каркаса Москвы и повышение востребованности общественного транспорта.
«Конечное, в условии сложившейся застройки строительство новых дорог никогда не бывает беспроблемным. Приходится делать выбор, взвешивая локальные интересы отдельных территорий и всего города в целом. И баланс бесспорный: чтобы в городе был чистый воздух, надо строить дороги, тем самым обеспечивать хорошие условия движения, минимальные маршруты, регулярность работы общественного транспорта. Сложившаяся реальность по востребованности в автомобильных перевозках не предоставляет альтернативного пути без строительства новых дорог.
Практика мегаполисов и урбанистика также однозначно показывают, что достижение эффекта невозможно, если ограничиться половинчатыми мерами: нельзя построить часть дороги, построить дорогу без развязок и путепроводов», - заключил руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы.