К 75-летию Великой Победы

ВЫСОТА  ПИЛОТА ЕРШОВА

(очерк)

 

Музей Боевой славы  района Проспект Вернадского Западного округа Москвы многие годы  хранит форму моего давнего друга, участника Великой Отечественной войны лётчика Сергея Сергеевича Ершова, в которой он, ветеран коллектива аэропорта Внуково, вместе со мной приходил по приглашению на торжественные собрания, проводимые в его честь. О нём, замечательном человеке своего Отечества, мой рассказ...

 

"Карандашная линия" - линия судьбы

-------------------------------------

Каждый раз капитан ВВС, командир корабля  Ил-18, пилот первого класса Сергей Сергеевич Ершов, осуществляя рейс по маршруту Москва-Уфа, в небе над Ульяновском просил разрешение подняться на такую высоту, чтобы не пропустить из виду тонкую, словно, проведенную заточенным карандашом линию, быстро превращающуюся в точку. И только один он знал: "карандашная линия" - это его отчий край, город Мелекесс (позднее - Дмитровград), где он родился, село Мудловка, где прошло его детство, речка Черемшан, как он всегда повторял, впадает не только в Волгу, но и в его сердце.

 

Детство

---------------------------

- Серёжка! Ну, где, ты там? Беги скорей, твой "однофамилец" сегодня хорошо на удочку ловится! - кричит друг Мишка Васильев. - Смотри, на твоего живца, какой ёрш большой попал!

Вся рыба часто оказывалась на удочке Сергея: и ёрш, и плотва, и окунь, и подлещик, и даже щука. Вот и подшучивали мальчишки, дав Серёге Ершову прозвище Рыбий вожак.

Он всегда удивлял пацанов тем, что не оправдывал свою фамилию: не был "ершистым". На дразнилки и прозвища не обижался, слыл не по годам рассудительным и преуспевал во многих делах - в соревнованиях по плаванию, в скачках на лошадях без седла, в умелом уходе за скакунами, в помощи по хозяйству своей семье, где был одним из семерых детей.

Но детство у его поколения прошло быстро. Прозвище как ветром сдуло. Те, кто баловались всякими "глупыми придумываниями", вместе с Сергеем Ершовым встали к станкам в цехах мудловской суконно-валяльной фабрики, куда в тридцатых годах из г. Мелекесса был направлен отец Сергея - Сергей Фёдорович. Он, путиловский рабочий, всегда был на передовой, как и позднее, в 1941 году, когда погиб смертью храбрых... 

Слесарь С. Ф. Ершов был уважаемым человеком, высоким профессионалом, а потому давал наказ своим детям: любить труд и блюсти честь фамилии. А слово отца было законом.

Да и мать не засиделась дома, не искала причин в многодетности - не хуже отца показывала пример в труде, работая ткачихой. Серёжа под её руководством проходил школьную практику в прядильном цехе и научился виртуозно связывать порвавшуюся нить - узелка невозможно было найти!

Уходя на фронт в самый первый день войны, надевая шинель, отец Сергея скажет:

- Обмундирование из нашего, мудловского, сукна. Качественного.

 

Сергей-младший и его мечта стать летчиком 

-----------------------------------

Ещё до войны Серёжа задумывался о выборе своей профессии. Ему обязательно нужно было, чтобы она стала единственной и навсегда.

Бесспорным было укрепившееся качество его характера. Сергей слыл лидером в том хорошем смысле, которое подтверждалось в его безграничной любви к людям, в передаче им своих знаний, мастерства, видения красок мира.

- Мама, я хочу быть учителем, - иногда говорил Сергей.

- А как же небо? - напоминала она ему о заветной мечте.

- Небо всегда со мной. Я пока не уверен, осилю ли эту высоту, она лишь в моих мечтах,- был ответ сына.

Но материнское сердце не обманешь: чувствовало оно, что быть Сергею лётчиком.

 

У-2  и след в голубом воздушном океане

-------------------------------------

- Се-рёж-ка! Почтовый прилетел! - кричит друг Мишка. - Прокараулил ты его сегодня.

Это слово - "прокараулил" - было недопустимо для Серёжи. Опоздать на очередную встречу со своей мечтой, с воздушным кораблём Сергей не мог. Он бежал с такой скоростью к У-2, что директор фабрики, хорошо знавший увлечение Сергея самолётами, вывел лошадь из конюшни, протянул ему поводья:

- Скачи, хлопец!

Успел! Пилот, выгрузив почту, готовился к взлёту:

- До завтра, Серёжа! - сказал, помахал рукой и поднялся в небо, оставив всадника пристально наблюдать за У-2, рисующим след в голубом воздушном океане.

А однажды Сергей пришёл на летное поле задолго до прилёта самолёта, чтобы сказать пилоту, ставшему ему настоящим старшим другом:

- Сегодня я подал документы в педагогическое училище.

- Поздравляю. И хоть я уверен, что от судьбы не уйдёшь, всё равно быть тебе летчиком, педагогика тебе пригодится. Ты, я предвижу, сам научишься летать, а потом и других станешь обучать.

Эти слова оказались пророческими.

 

 

Путь к мечте становится  короче

----------------------------------

Окончив с отличием педагогическое училище, работая по специальности, Сергей Ершов находил время для занятий в планерном клубе, куда привёл и своего закадычного друга Михаила Васильева.

А когда в клуб прилетели лётчики-наблюдатели и штурманы из Челябинского военно-авиационного училища, Ершов решил: будет поступать на летно-штурманское отделение. Прошёл и медицинскую, и мандатную комиссии, но...не зачислили. Дескать, с лёгкими не порядок. Придумали, тоже, лёгкие! Пловец, каких поискать, бегун - никто не обгонит! Словом, не поверил. И правильно сделал. Оказывается, в числе тех, кто был зачислен в авиационное училище, был его полный тёзка: Сергей Сергеевич Ершов. Он даже родился в один день с героем моего очерка - 3-го сентября!

Но пока, как говорится, суд да дело, призвали Сергея в армию, в Красногорск, в...артиллерийские войска.

Но теперь не так-то просто было у Сергея Ершова отобрать почти сбывшуюся мечту. Он, будучи солдатом, направил письмо Клименту Ворошилову, указав на конверте адрес получателя: "Москва, Кремль".

А на почте конверт не принимают, настаивают, чтобы улицу и дом указал. Рядовой Ершов и тут проявил упорство - позвал начальника почтового отделения. Тот сам лично наклеил на конверт 15 марок со словами: "Теперь дойдёт" - и принял такой важный для Сергея пакет.

Ответа в Красногорске он не дождался, так как перевели в Ачинск. Там-то и вызвал к себе командир полка, спросил:

- Вы, товарищ Ершов, лётчик?

Оказывается, Ворошилов дал команду авиационному штабу, а тот - свою: направить Ершова в Сибирский военный округ, в Иркутск, в военно-авиационное техническое училище. А это означало не летать, а  готовить самолёты к вылету.

Но как уже было в характере Ершова: к любому делу относиться серьёзно. И он окончил  "не свое" училище с отличием.

Весной 1941 года направили в Киевский особый военный округ, в 242 бомбардировочный авиационный полк. 

 

Война.

----------

22 июня немецкие самолёты бомбили Киев и в 10 утра прошли на большой высоте над

аэродромом авиаполка. Экипажи были подняты по тревоге. В этот день авиационный механик Ершов получил боевое крещение.

"Двадцать четвёртого июня 1941 года немецкие бомбардировщики сбросили на наш аэродром 250 авиабомб, - рассказывал мне Сергей Сергеевич. - Была выведена из строя посадочная полоса, нанесён большой ущерб личному составу. Меня засыпало землей, но я остался жив".

Всего за время войны он со своим экипажем сбросил на противника четыре тысячи бомб.

Ни разу машина, отправленная в полет Ершовым, не подвела! Но ему-то хотелось самому летать на самолётах, в которых "каждый винтик" был знаком. 

И надо сказать, что это желание совпало с желанием командиров, оценивших профессиональные возможности Ершова.

Так, в 1943-м году он в составе полка перегонял самолёты из Красноярска в подмосковное Монино, в Ярославль и в прифронтовые города.

 

 

Участие пилота

С.С.Ершова в боевых сражениях

--------------------------------

Участник боевых сражений на Курской дуге, под Сталинградом, на первом и четвёртом Украинских фронтах, имеющий ранения, Сергей Сергеевич Ершов был приглашён в Качинское лётное училище.

Получил диплом младший лейтенант Ершов... 9 Мая 1945 года, вместе с радостной для всего народа вестью об окончании войны!

В День Победы он стал профессиональным лётчиком-истребителем.

 

Послевоенные годы

 Сергея Ершова

-------------------------------------

Из боевой машины Сергей Сергеевич Ершов пересел в кабину пилота гражданского самолёта.

Потом, пройдя стажировку, возвратился в родные края.

Пилот первого класса гражданской авиации С.С. Ершов работал в аэропортах Дальнего Востока на У-2, Ли-2, Ил-14, командовал эскадрильей в аэропорту Внуково.

Как командир корабля одним из первых в подразделении освоил системы автоматического управления с заходом на посадку, а также активно помогал другим экипажам изучать особенности пилотирования самолётов в автоматическом режиме.

Сохранившего на долгие годы энергию, хорошую память, любовь к труду, Сергея Сергеевича и в 60 лет не отпускали со службы. Назначили помощником командира эскадрильи по штабной работе. А когда он в семьдесят собрался на отдых, уговаривали подумать и шутили: "Мы ещё Ил-18 не списали. Уйдёте на отдых вместе с машиной".

 

Увековечение памяти участников Великой Отечественной войны -

наша задача

--------------------------------------

В мирное время под руководством капитана запаса ВВС Ершова было 11 инструкторов. Профессия учителя пригодилась, о чём говорил ему в детстве пилот У-2, давший мальчишке путёвку в большую авиацию. Лётчик Ершов обучил 100 человек. Всем им было присвоено звание командира корабля.

Любящие ветерана сослуживцы подсчитали и другое: Ершов перевез миллион пассажиров, налетал 20 тысяч часов. Только в аэропорту Внуково он проработал 35 лет!

Здесь с большим вниманием относились  к пенсионеру Сергею Сергеевичу Ершову: и материально поощряли, и приглашали в гости.

 

Дерево, посаженное в честь друга детства

-------------------------------------

Приезжая в Международный аэропорт Внуково, Сергей Сергеевич обязательно приходил к памятнику погибшим лётчикам. Здесь Ершов сажал деревья. Одно он назвал в честь своего отца, не вернувшегося с Калининского фронта, другое - в честь друга детства Михаила, затравленного собаками при побеге из фашистского плена.

 

В Государственной думе, в Монине и Внукове тоже помнят Ершова

------------------

Праздник Военно-воздушных сил  Сергей Сергеевич часто отмечал в Монине, куда его приглашали, чтя заслуги военного лётчика. Там он тоже поминал погибших.

участников Великой Отечественной войны. Ветерана ВВС, всегда поздравляли с Днём Победы и с днем рождения правительство страны, управа района Проспект Вернадского  и коллектив аэропорта Внуково. А из Государственной думы он получал телеграммы в 100 строк с пожеланиями счастья и здоровья.

 

Жизнь, прожитая в любви и с любовью

---------------------------------

Для меня Сергей Сергеевич Ершов - также пример отличного семьянина, в котором до последних дней жизни жила большая любовь к супруге.

Он брал её в полёт и, когда пилотировал Ил-14 и Ил-18 и, когда случалось летать пассажиром (будучи на пенсии) на Ил-96, пилотируемом его учениками. И во всех рейсах с Ларисой Александровной, рассказывал ей об облаках, общался с ними, облаками, как с живыми, передавая через них всю гамму человеческих отношений. После таких откровений на высоте, на небесах, брак Ершовых становился ещё крепче.

Сергей Сергеевич не переставал удивлять окружающих. Он много времени уделял общественной работе. Как член Совета ветеранов заботился о пожилых и больных, встречался со школьниками на уроках Мужества, принимал активное участие во многих мероприятиях района Проспект Вернадского.

Участник Великой Отечественной войны Сергей Сергеевич Ершов на фронте шесть раз выходивший из смерти, знал цену жизни и старался, чтобы каждый день был наполнен полезным содержанием. А глядя на своего внука названного в его честь, вспоминал себя в юношеском возрасте в 1931-м году...

"Почтовый прилетел!" - кричит друг Мишка. И Серёжка Ершов бежит к У-2.

У этой воздушной машины колёса, как у велосипеда, да ручка, да сектор с прибором и моторчиком скорости. Это - машина его мечты. Она помогла ему дотянуться до Неба, до  своей Высоты.

 

-- Людмила КАСПЕРОВА, член Союза писателей России, зам.председателя информационной комиссии Московского комитета ветеранов войны Фото из рабочего архива автора очерка. На снимках: 1. Герой очерка, фронтовик С.С. Ершов 2. Лётная форма С.С.Ершова, переданная вдовой фронтовика в Музей Боевой славы района Проспект Вернадского ЗАО г. Москвы